Качество топлива

Водители со стажем придают большое значение такому фактору, как качество бензина, которым они заправляют свои автомобили. Ведь последствия от некачественного топлива могут быть самыми разными, в том числе и очень неприятными для автовладельца и его любимой машины.

Вопросу чистоты топлива сегодня в России уделяется пристальное внимание — еще в декабре 2017 года был подписан законопроект, ужесточающий ответственность за реализацию некачественного бензина и дизтоплива. Этот закон появился не на пустом месте — проблема действительно была и остается актуальной, несмотря на то, что паленого дизельного топлива и бензина на АЗС с течением времени становится меньше. Правительство нацелено на то, чтобы окончательно решить эту задачу: на территории Северо-Западного округа в первой половине 2019 года запускается пилотный проект системы прослеживаемости топлива от НПЗ до бензобака.

Зачистка от контрафакта

Проверять будут количественные и качественные характеристики — к примеру, сравнивать, сколько было доставлено топлива с НПЗ с тем количеством, которое было залито в бензобак. Проще говоря, если с завода привезли на АЗС 100 тонн топлива, то в баке ни при каких условиях не может оказаться 120 тонн. Этот проект был положительно воспринят добросовестными участниками рынка, в том числе и владельцами АЗС.

Подобные системы контроля уже работают в разных регионах. К примеру, компания «Газпром нефть» успешно реализует свой алгоритм отслеживания качества. О том, как осуществляется этот контроль, рассказал генеральный директор сети АЗС «Анита» Сергей Бобылев. Отметим, что сеть АЗС «Анита» является стратегическим партнером ООО «Газпромнефть — Региональные продажи» — взаимовыгодное сотрудничество продолжается на протяжении многих лет.

— Все наши клиенты должны быть уверены в качестве реализуемого топлива, нам важно сохранить свою репутацию и честное имя. С недобросовестными заправщиками нужно бороться — в том числе и путем совместного участия в таких проектах, как, например, партнерский проект с «Газпромнефть — Региональные продажи», — рассказал Сергей Бобылев.


Раз в месяц на все АЗС, куда поставляются нефтепродукты, внезапно приезжает мобильная лаборатория
Фото: Александра Савельева

Тотальный контроль

Компания «Газпром нефть» строго следит за тем, чтобы топливо по пути своего следования от НПЗ до бака автомобиля оставалось неизменно высокого качества. Перед отправкой с завода топливо исследуется в стационарной заводской лаборатории — его проверяют на предмет соответствия ГОСТ и Техрегламенту Таможенного союза. На каждую партию выпускается паспорт качества. Затем нефтепродукты попадают на нефтебазы — они доставляются либо по трубопроводу, либо по железной дороге. Железнодорожная цистерна пломбируется и защищается охранным договором. После прибытия на нефтебазу топливо еще раз проверяют в лаборатории. На заправочные станции топливо развозится автомобильным транспортом — бензовозами. При этом каждый отсек цистерны снова пломбируется, а путь машины отслеживается по спутнику — чтобы проследить, не отклонялась ли машина от маршрута. Когда топливо прибывает на АЗС, оно также проходит проверку — тестируется на наличие посторонних примесей или воды. Но помимо этого с помощью специальных датчиков снимаются показания с резервуаров, в которые заливается топливо. Контролируются такие параметры, как объем, температура, плотность, содержание воды — в топливе не должно оказаться никаких посторонних примесей.

— Каждый день в «Газпром нефть» мы отправляем отчеты о проданном количестве топлива, и, соответственно, об остатках в резервуарах. При такой системе контроля ни о каком доливе в резервуары чего-то лишнего даже речи быть не может. Доставка нефтепродуктов до АЗС производится исключительно бензовозами «Газпром нефть», которые два или три раза в день привозят топливо на все заправочные станции «Анита», — рассказал Сергей Бобылев.

Здравствуйте, ждали?

Раз в месяц на все АЗС, куда поставляются нефтепродукты, внезапно приезжает мобильная лаборатория. Она принадлежит компании «Газпромнефть-Лаборатория» — специализированному предприятию в структуре компании «Газпром нефть», отвечающему за контроль качества нефтепродуктов. Деятельность «Газпромнефть-Лаборатории» не зависит от работы оптовых и розничных компаний, что дает возможность производить максимально объективный анализ качества топлива и ГСМ. Каждая машина лаборатории оснащена экспресс-анализаторами и устройствами отбора проб из резервуаров АЗС и пистолетов топливораздаточных колонок. Если по каким-то параметрам в бензине или дизельном топливе обнаружены отклонения, то его реализация тут же прекращается.

Подтверждением качества топлива является совместный партнерский проект с «Газпромнефть — Региональные продажи». Проверяется не только само топливо: «знак качества» может быть присвоен и размещен на АЗС лишь в том случае, если вся логистическая цепочка поставок строго соответствует установленному регламенту. После успешного прохождения всех проверок заправочная станция получает особый знак «Качество проверено «Газпромнефть-Лаборатория»» — такие знаки можно увидеть на всех четырех заправках АЗС «Анита».

Как показывает практика, автовладельцы чаще всего заправляют своих «коней» на зарекомендовавших себя заправках, в привычных местах, на брендовых АЗС и так далее. Однако во время путешествий мы не всегда можем сориентироваться — хорошая это заправка или не очень. На что в этом случае стоит обратить внимание?

Простые правила для автомобилистов: рассказывает Сергей Бобылев

  1. На каждой заправке есть стенд, где обязательно должен быть размещен паспорт качества нефтепродукта. Если он отсутствует на стенде и вам отказываются его предъявить, то с этой заправки нужно немедленно уезжать.
  2. В паспорте качества указывается, с какого НПЗ привезено топливо — логично предположить, что если поблизости находится нефтеперерабатывающее предприятие, то именно с этого завода должен быть и бензин на АЗС. К примеру, я не вижу смысла везти в Ярославль нефтепродукты из отдаленных регионов — зачем автозаправщику переплачивать за доставку?
  3. Стоит обратить внимание на дату последнего привоза топлива. Если паспорт часто обновляется — допустим, один раз в два-три дня, то такая заправка пользуется спросом у водителей, а это показатель качества топлива. Если в паспорте качества стоит давнишняя дата, значит эту АЗС водители почему-то объезжают стороной. Повод задуматься.
  4. Слишком низкая цена на бензин должна вас насторожить. Если АЗС снижает цену не в рамках разовой акции с целью привлечения внимания, то разница со средней ценой за литр бензина по городу в три рубля должна насторожить.
  5. Отдельно стоит рассказать про дизельное топливо, которое бывает трех видов: зимнее, летнее и межсезонное. В холодное время года, когда на дворе серьезный «минус», нужно использовать зимнее дизтопливо. Цена на него достаточно высока, поэтому если вы зимой видите на АЗС низкую цену на дизельное топливо, то вполне вероятно, что оно межсезонное. Не поддавайтесь искушению сэкономить, загляните в паспорт качества — там должна быть указана температура замерзания. Иначе вы рискуете тем, что когда ударит мороз, топливо замерзнет и машина «встанет».
  6. Если все же у вас возникли сомнения в качестве топлива, которым был заправлен автомобиль, то лучше всего вернуться на АЗС и отобрать пробы. Вместе со старшим оператором нужно подготовить три образца и опломбировать их. Один образец остается у вас, второй на АЗС, а третий вы отправляете в Росстандарт вместе с заявлением.
  7. Не всегда надо искать причину только в топливе, если машина забарахлила, — автомобиль может выйти из строя по самым разным причинам. Будьте внимательны к своему авто, и удачи вам на дорогах!

По всем вопросам обращайтесь на  АЗС «Анита» 8(4852) 33-92-95